Расчет путевого расхода топлива автомобилем
Страница 1

Топливной экономичностью автомобиля называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации.

Топливная экономичность автомобилей имеет большое значение для экономики страны в целом, так как автомобильный транспорт потребляет более 30 % сжигаемого в Республике Беларусь жидкого топлива, получаемого из нефти, а его стоимость составляет в среднем 25 % себестоимости транспортных работ. Повышение топливной экономичности автомобилей приводит не только к экономии топлива, снижению себестоимости перевозок, но и к снижению экологической опасности автотранспортных средств.

Топливная экономичность в основном зависит от конструкции автомобиля и условий его эксплуатации. Она определяется степенью совершенства рабочего процесса в двигателе, коэффициентом полезного действия и передаточным числом трансмиссии, соотношением между снаряженной и полной массой автомобиля, интенсивностью его движения, а также сопротивлением, оказываемым движению автомобиля окружающей средой.

При расчете топливной экономичности исходными данными являются нагрузочные характеристики двигателя, по которым ведется расчет путевого расхода топлива:

, (8.1)

где g(ep) − удельный расход топлива на номинальном режиме, г/кВт×ч;

Ки − коэффициент использования мощности двигателя (И);

Ке − коэффициент использования частоты вращения коленчатого вала двигателя (Е);

РS − мощность, подводимая в трансмиссию, кВт;

rт − плотность топлива, кг/мЗ;

va − скорость движения автомобиля, км/ч.

Удельный расход топлива на номинальном режиме для дизельных двигателей g(ep) = 195…230 г/кВт·ч, для карбюраторных двигателей g(ep) = 260…300 г/кВт·ч;

При приближенных значениях принимают средние цифры.

Величины Ки и Ке определяют по эмпирическим формулам.

Для дизельных двигателей

Ки = 1,2 + 0,14И − 1,8И2 + 1,46И3. (8.2)

Для карбюраторных двигателей

Ки = 3,27 − 8,22И + 9,13И2 − 3,18И3. (8.3)

Для дизельных и карбюраторных двигателей

Ке = 1,25 − 0,99Е + 0,98Е2 − 0,24Е3, (8.4)

где И и Е − степень использования мощности и оборотов двигателя, которые находят по зависимости:

И = РS: Ре; (8.5) Е = We: Wp, (8.6)

где PS − мощность, подводимая в трансмиссию, кВт;

Ре − мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, кВт;

Wе − текущая частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с;

Wp − частота вращения коленчатого вала двигателя при номинальном режиме, рад/с;

РS = Рy + Рв + Рп, (8.7)

=где Рy − мощность двигателя, затрачиваемая на преодоление сил сопротивления дороги, кВт;

Рв − мощность двигателя, затрачиваемая на преодоление силы сопротивления воздуха, кВт;

Рп − мощность потерь в трансмиссии и на привод вспомогательного оборудования автомобиля, кВт;

Рy = f Gava = f ma g va; (8.8)

Рв = Ав Кв va3, (8.9)

Рп = (Ре – Ре(ф)) + (1−hт) ∙ (Рy + Рв). (8.10)

Плотность топлива, согласно справочным данным, принимается:

- дизельного − 820 кг/м3;

- бензина − 750 кг/м3.

Расчеты проводятся для трех значений:

y1 принимается по заданию;

y2 = 0,8 Dv(max),(8.11)

где Dv(max) − максимальное значение динамического фактора для прямой передачи;

y3 = (y1 + y2): 2.

На графике динамической характеристики линиями отмечаются значения коэффициентов суммарного сопротивления дороги, затем скорость разбивается на интервалы от минимального значения до точки пересечения линии коэффициента суммарного сопротивления дороги с динамической характеристикой.

По полученным скоростям находят значения частоты вращения коленчатого вала двигателя. По графику внешней скоростной характеристики определяются значения мощности двигателя. Далее рассчитываются значения Рy, Рв, Рп и РS, вычисляют значения коэффициентов Ки и Ке, а затем – расход топлива.

Расчеты для автомобиля ГАЗ-3307 проводятся для следующих значений:

y1 = 0,021 (по заданию)

Страницы: 1 2