Существенные условия договора перевозки
Страница 1

Возникновение договорных отношений возможно при наличии двух обстоятельств: 1) достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, 2) придание этому соглашению определенной формы, если это необходимо в силу законодательства или соглашения сторон. Первое обстоятельство является основным, поскольку без него не обходится ни один договор, в то время как второе не во всех случаях влияет на установление факта заключения договора.

Если говорить о существенных условиях любого договора, то таковыми являются: условие о предмете договора (наименование передаваемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и т.п.); иные условия (цена, сроки исполнения, количество, местонахождение имущества, его состав, пределы использования имущества и др.), которые могут быть отнесены к существенным в случаях, если они:

- названы в качестве таковых в законодательстве для договоров данного вида;

- определены как существенные самими сторонами при заключении договора или по заявлению одной из сторон по этим условиям должно быть достигнуто соглашение;

- вытекают из сущности договора данного вида".

Предметом договора автомобильной перевозки являются услуги. Если предмет договора сторонами не согласован, то договор считается незаключенным. В то же время наличие в договоре только предмета не всегда является достаточным для констатации факта действительности договора.

Рассматривая вопрос о существенных условиях договора автомобильной перевозки, следует обратиться к ст. 739 ГК: «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной».

Из приведенного определения можно выделить следующие существенные условия договора перевозки груза: предмет договора (услуга по доставке и выдаче уполномоченному лицу вверенного отправителем груза - со стороны перевозчика и оплата услуги - со стороны отправителя), стороны договора (перевозчик и отправитель). Из содержания пункта второго ст. 739 ГК вытекает, что иные существенные условия договора перевозки должны содержаться в транспортной накладной.

Во всяком случае, такого мнения со ссылкой на других российских авторов придерживается профессор Витрянский В.В.: "По общему правилу транспортная накладная заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора". Еще более категорично об этом писал Егиазаров В.А.: "Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание может быть подтверждено только письменными документами".

Если говорить о договоре перевозки, который заключен на основании договора об организации перевозки, то в нем стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку. Например, маршрут и условия перевозки; требуемый тип подвижного состава; подробный адрес места погрузки, разгрузки, таможни назначения; дата и время подачи автомобилей под погрузку; вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза.

Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение таких обстоятельств в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

Страницы: 1 2

Составление расписания и графика движения автобуса
Расписание является основой для организации движения автобусов на маршрутах, определяет количество рейсов, время движения автобусов на маршрутах, время стоянок на конечных пунктах. При одних и тех же исходных данных и ограничениях возможна разработка многих вариантов маршрутного расписания, оценить ...

Отопление от вагона-электростанции
На сети железных дорог эксплуатируются поезда с центральным электроснабжением от вагона-электростанции мощностью 600 кВт и напряжением 400/230 В трехфазного переменного тока частотой 50 Гц постройки Калининского вагоностроительного завода. Достоинство систем энергоснабжения трехфазного тока напряже ...

Выбор технологических и измерительных баз, схем базирования и установки
В качестве технологических баз при механической обработке предпочтительнее использование рабочих поверхностей Базовыми поверхностями при шлифовании, резке и наплавке являются центровые отверстия в торцах вала. В данной работе были предложены оптимальные способы восстановления вала рулевой сошки с д ...