Расчет шатуна

Назначение шатуна – передавать усилия от поршня двигателя к коленчатому валу. Шатун в собранном виде состоит из верхней головки, стержня и нижней головки. С помощью головного подшипника шатун соединяется с поршнем, а посредством мотылевого – с мотылевой шейкой коленчатого вала. При передачи усилий от поршня к коленчатому валу в стержне шатуна возникают напряжения сжатия и изгиба. Кроме того, вследствие быстрого нарастания давления в цилиндре в период сгорания топлива шатун подвержен ударной нагрузке.

В связи с этим материал для изготовления шатуна должен быть высокого качества. Шатуны отковывают или штампуют из углеродистой или легированной стали. Углеродистые стали применяются марок: Ст5,35, 30У и 35У. Легированные стали применяют следующих марок: 40ХН, 30ХМА, 20ХНЗА, 38ХМЮА.

Вкладыши головного подшипника чаще всего изготовляют литыми из бронзы, но их выполняют и стальными с последующей заливкой слоем антифрикционного сплава.

Длина шатуна:

Модуль упругости стали:

Диаметр стержня шатуна:

Внутренний диаметр круглой верхней головки шатуна:

Наружный диаметр круглой верхней головки:

Длина верхней головки шатуна:

Расстояние между шатунными болтами:

Диаметр шатунных болтов:

Длина стержня шатуна:

Размеры сечения шатуна:

Минимальная площадь стержня:

Напряжения сжатия в стержне шатуна:

удовлетворяет условию

Площадь среднего сечения:

Момент инерции шатуна:

Радиус инерции сечения:

Напряжения от сжатия и изгиба:

Сила инерции элемента стержня шатуна:

Равнодействующая сил инерции:

Наибольший изгибающий момент:

Радиальная толщина стенки головки:

Радиальная толщина стенки головки:

Толщина стенки головки шатуна:

Сила, возникающая при заедании поршня:

Напряжения растяжения в верхней головке шатуна:

Удовлетворяет условию

Момент инерции сечения головки шатуна:

Относительная деформация верхней головки шатуна:

удовлетворяет условию