Простейшая схема выбора перевозчика с помощью ранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков.
Таблица 2
Ранжирование критериев выбора перевозчика
|
Наименование критерия (показателя) |
Ранг |
|
Надежность времени доставки (транзита) |
1 |
|
Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери» |
2 |
|
Общее время транзита «от двери до двери» |
3 |
|
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа |
4 |
|
Финансовая стабильность перевозчика |
5 |
|
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) |
6 |
|
Частота сервиса |
7 |
|
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза |
8 |
|
Потери и хищения груза (сохранность груза) |
9 |
|
Экспедирование отправок |
10 |
|
Квалификация персонала |
11 |
|
Отслеживание отправок |
12 |
|
Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса |
13 |
|
Гибкость схем маршрутизации перевозок г- |
14 |
|
Сервис на линии |
15 |
|
Процедура заявки (заказа транспортировки) |
16 |
|
Качество организации продаж транспортных услуг |
17 |
|
Специальное оборудование |
18 |
Предположим, что логистическим менеджером в качестве критериев отбора приняты:
• надежность времени доставки (1);
• тариф на перевозку (2);
• финансовая стабильность перевозчика (5);
• сохранность груза(9);
• отслеживание отправок (12). (В скобках приведены соответствующие ранги факторов) Допустим далее, что анализ рынка транспортных услуг позволил выявить трех перевозчиков, удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида груза. Степень удовлетворения этих перевозчиков выбранной системе факторов оценивалась независимыми экспертами по трехбалльной оценке:
1 — хорошо, 2 — удовлетворительно, 3 — плохо.
Вычисление соответствующих рейтингов сведено в табл. 3. Вычисление рейтинга перевозчика по каждому фактору в примере производилось с учетом весовых коэффициентов, полученных из расчета общего количества факторов, деленного на соответствующий ранг. Несмотря на то, что по оценке экспертов суммарный рейтинг у всех перевозчиков (сумма баллов) оказался одинаковым и равным 10, учет ранга фактора с весовым коэффициентом показал, что перевозчик I является более предпочтительным.
