Перед отправлением поезда своего формирования работники станции проверяют правильность и прочность крепления грузов на открытом подвижном составе, правильность формирования состава поезда и сцепления в нем вагонов, убеждаются в том, что сохранность грузов полностью обеспечена. С составом поезда своего формирования выполняют следующие операции: контрольную проверку состава с натуры; техническое обслуживание вагонов; коммерческий осмотр вагонов и устранение неисправностей; сдачу документов локомотивной бригаде; прицепку поездного локомотива и опробование автотормозов. На участковых станциях поезда своего формирования обычно отправляют с путей сортировочного парка без перестановки их на пути приемо-отправочного парка. Дежурный по станции предъявляет сформированный состав к техническому обслуживанию с записью в книге формы ВУ-14 времени предъявления состава.
Одновременно с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов приемщики поездов осуществляют коммерческий осмотр вагонов и устранение обнаруженных неисправностей, угрожающих сохранности груза и безопасности движения поездов. Коммерческий осмотр выполняют с двух сторон состава в соответствии с правилами осмотра поездов и вагонов в коммерческом отношении, в том числе проверяют наличие на вагонах пломб, номера которых сверяют в СТЦ с данными в перевозочных документах.
Перевозочные документы на отправляемый поезд (обычно кроме сборного) в запечатанном виде вручают машинисту поездного локомотива под расписку в копии натурного листа или в специальной книге.
После отправления поезда дежурный по станции (оператор) передает поездному диспетчеру номер и индекс поезда, массу и количество вагонов в поезде, наличие в составе поезда вагонов с разрядными и негабаритными грузами, а также другие данные, предусмотренные дорожной инструкцией по информации.