Механизмы реализации прогноза включают: совершенствование законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей и индикаторов стратегии; создание эффективной системы управления реализацией стратегии; опережающее инновационное развитие научной, технической и технологической базы транспортного комплекса на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий; развитие обеспечения отрасли трудовыми ресурсами; федеральные и региональные целевые программы.
1. Совершенствование государственного регулирования развития транспортной системы России
В целях повышения конкурентоспособности в соответствии с мировой практикой методы государственного регулирования должны быть направлены на снижение удельных транспортных издержек в себестоимости национальной продукции.
Государственному регулированию подлежат:
- развитие и техническое совершенствование федеральной и региональной транспортной инфраструктуры;
- институциональные преобразования на транспорте;
- вопросы технологической, транспортной и экологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- формирование и функционирование рынка транспортных услуг;
- обеспечение мобилизационной готовности транспорта;
- международная деятельность транспортных предприятий и структур;
- социальная сфера и трудовые отношения на транспорте.
Государственное регулирование должно затрагивать рынок транспортных услуг, в части обеспечения удовлетворения потребностей всех секторов экономики и населения в транспортных услугах, отвечающих необходимым критериям качества, конкурентоспособным с лучшими мировыми аналогами, требованиям ритмичности и коммерческой скорости доставки партий грузов от двери до двери, а также в части введения законодательных норм прямого действия, включающих быстродействующие механизмы реализации процедур, гарантирующих выполнение транспортными фирмами качественных показателей.
2. Совершенствование законодательно-правовой базы
Законодательно-правовая база должна мотивировать достижение целей, решение задач и реализацию индикаторов Транспортной стратегии.
Законодательно-правовая база, как основа государственного регулирования транспортной деятельности, должна обеспечивать эффективное взаимодействие предприятий транспорта, государственную защиту прав потребителей транспортных услуг, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды.
Законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность видов транспорта, разрабатываются с учетом сближения их правовой базы с требованиями международного права, а также международных организаций, участником которых является Россия. Важным направлением развития нормативной базы транспортного комплекса на уровне субъектов Российской Федерации являются разработка и введение в действие системы региональных стандартов. Субъекты Федерации должны регулировать и финансировать пути сообщения, находящиеся в их ведении.
Необходимо совершенствование законодательно-правовой базы по развитию транспортной системы с учетом требований по обеспечению военной безопасности Российской Федерации, включая вопросы использования, мониторинга и развития транспортной системы Российской Федерации, в том числе объектов двойного назначения, мобилизационной подготовки и военно-транспортной обязанности предприятий транспорта, подготовки и использования в интересах обороны страны объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в иных, кроме федеральной, формах собственности, создания новой системы управления воинскими и специальными перевозками на железнодорожном транспорте, внесения изменений в порядок разработки и согласования стандартов, технических условий и проектно-сметной документации по объектам двойного назначения, резервирования земель под мероприятия, обеспечивающие работу транспорта в чрезвычайных и других ситуациях.