Перспективы развития международных перевозок в Республике Казахстан

Транспорт » Перспективы развития международных перевозок в Республике Казахстан

Актуальность темы. В ежегодном послании народу Казахстана в 2007 году, Президентом РК, отмечена необходимость модернизации сети железных дорог страны путем поэтапного перевода железнодорожных перевозок и управления ими на рыночную основу. Предлагается создание и расширение сети железнодорожных транспортно-логистических центров, соответствующих нынешнему и будущему уровню спроса на такие транспортные услуги [1]. Железнодорожная отрасль должна соответствовать мировым стандартам безопасности, скорости доставки и обслуживания.

Для Казахстана, как государства с низкой плотностью населения, огромной территорией и удаленными от открытых морей границами, транспортный вопрос является одним из самых актуальных. Экономика Республики Казахстан входит в число наиболее грузоемких в мире. В связи с этим основными приоритетами в развитии транспортной политики являются обеспечение экономики Казахстана надежными, бесперебойными, кратчайшими и недорогими путями сообщения для выхода в сопредельные страны и международные экономические центры, полной реализации экспортного потенциала республики.

В последние годы наша страна демонстрирует высокие показатели экономического развития. Ежегодный прирост национального ВВП в 2000-2007 годы составлял в среднем около десяти процентов. Мощный экспортно-импортный потенциал казахстанской экономики гарантирует железнодорожному комплексу ключевую роль в обеспечении внешней торговли и дальнейшую интеграцию в мировую транспортную систему.

Большие расстояния транспортировки и сравнительно дешевые тарифы на перевозки пассажиров и грузов делают железнодорожный транспорт наиболее востребованным со стороны пользователей.

Определение задач по эффективному включению проблем развития международных грузовых перевозок железнодорожным транспортом в общий механизм рыночного хозяйствования предполагает разработку его теоретических и практических вопросов. Среди экономических проблем особую актуальность приобретают проблемы структурно-функционального обновления транспортного сектора и усиление процессов модернизации в нем на основе совершенствования механизма организации доставки товаров железнодорожным транспортом. Не менее актуальными вопросами являются расширение транзитного потенциала и развитие новых форм доставки грузов железнодорожным транспортом с использованием кластерного подхода, позволяющего снижать риски и моделировать новые управленческие подходы.

Актуальность темы исследования обусловлена растущим значением транспортного сектора в обеспечении устойчивого развития экономики, в том числе в расширении внешнеэкономических связей государства.

В связи с вышеизложенным необходимость глубокого исследования механизма организации международных перевозок, накопленного отечественного и зарубежного опыта в данной сфере, а также создания различных методик повышения эффективности их организации, адаптации их к отечественным экономическим реалиям, сложившимся в конце ХХ, начале ХХI века очевидна и бесспорна.

Степень разработанности темы. Автором в области теоретических и методологических проблем изучения национальной экономики в рамках представленного исследования были изучены труды ряда зарубежных и отечественных ученых, таких как Абалкин Л.И., Баймуратов У.Б., Дорнбуш Р., Кенжегузин М.Б., Кошанов А.К., Мамыров Н.К, Сатубалдин С.С., Фишер С. и др. Ценную практическую помощь в изучении особенностей функционирования транспортного железнодорожного комплекса дало изучение трудов ведущих ученых – Абрамова А.П., Алпысбаева С.А., Атамкулова Е.Д., Бекмагамбетова М., Галабурды Г.И., Жангаскина К.К., Исингарина Н.К., Омарова А.Д., Сатовой Р., Суховой Л.Ф., Хачатурова Т.С.

Следует отметить, что исследования проблем организации транспортировки грузов, в особенности железнодорожным транспортом являются сравнительно новым направлением в экономической науке, и в силу своей специфичности относятся скорее к технической нежели к экономической сути вопроса. Научные разработки в данной сфере отличаются своей ориентированностью на технологические параметры перевозок, различные их технические характеристики или же являются узконаправленными исследованиями, касающимися тарифов, методики и техники расчетов себестоимости железнодорожных перевозок. Тем не менее, реалии времени повысили интерес ученых к данной проблематике, которая стала рассматриваться с точки зрения реализации внешнеэкономических операций предоставления международных транспортных услуг, в частности, здесь следует отметить труды Костюка Д., Синецкого Б.И., Раминского И.П., Радебы Л.Х., Дэниелса Д.Д., Грачева Ю.Н. и др.

Вместе с тем работ, посвященных эффективности организации железнодорожных перевозок, в том числе международных в настоящее время очень мало. Публикаций по методике повышения эффективности перевозок практически нет. Поэтому возникла как научная, так и практическая необходимость написания подобной работы, посвященной теории и практике организации железнодорожных перевозок в современных экономических условиях.

Целью данной работы является разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию использования потенциала развития транзитных перевозок грузов через Республику Казахстан и определение перспектив их развития.

Из цели работы вытекают следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности государства в условиях глобализации;

- выявить последствия реструктуризации железнодорожного транспорта Казахстана для эффективного осуществления международных перевозок грузов;

- определить перспективы развития международных транспортных перевозок в Республике Казахстана основе развития новых форм доставки грузов железнодорожным транспортом с использованием кластерного подхода;

- обосновать основные направления интеграции казахстанских международных транспортных сетей в мировую транспортную систему;

- сформулировать пути повышения эффективности организации перевозок и выработать стратегию развития транзитных и международных перевозок грузов в Казахстане.

Объектом исследования диссертационной работы является железнодорожный транспорт Республики Казахстан.

Предмет исследования - организационные и экономические отношения, возникающие в процессе осуществления железнодорожных перевозок.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили научные исследования ведущих ученых и специалистов Казахстана, а также дальнего и ближнего зарубежья. В процессе исследования были использованы фундаментальные положения экономической теории, законодательные и нормативные документы государственных органов, результаты научных исследований казахстанских и зарубежных учёных. При реализации целей и задач настоящего исследования были применены традиционные для науки методы: научной абстракции; сравнения и аналогии; единства объективного и субъективного в развитии экономических процессов; экспертных оценок; контент-анализ документов и материалов исследования.

В качестве информационной базы исследования использовались законодательные и нормативные акты, материалы государственных статистических органов, научных учреждений, периодической печати.

В ходе выполнения диссертационной работы автором были использованы общие методологические принципы, позволившие наиболее полноценно и объективно исследовать проблематику развития инфраструктуры нашего государства, а именно железнодорожную отрасль.

Научная новизна диссертационной работы заключаются в анализе и обобщении круга вопросов, связанных с организацией железнодорожных перевозок, а также:

- определены перспективы развития железнодорожных перевозок в Республике Казахстан, в результате чего выявлены факторы, влияющие на эффективность грузопотоков с учетом их видов и направленности;

- раскрыта взаимосвязь реструктуризации железнодорожного транспорта Казахстана и эффективного осуществления транзитных перевозок грузов;

- предложены основные направления включения казахстанских международных транспортных сетей в мировую транспортную систему;

- разработана стратегия развития транзитных и международных перевозок грузов в Казахстане.

Научные положения, выносимые на защиту:

- совокупность теоретических аспектов о сущностном содержании понятия «международная транспортная услуга»;

- факторные показатели взаимозависимости международных перевозок грузов железнодорожным транспортом и эффективности реструктуризации железнодорожного транспорта Казахстана;

- классификация параметров эффективной интеграции казахстанских железнодорожных сетей в мировую транспортную систему;

- национальная модель стратегии развития казахстанских транзитных и международных перевозок грузов.

Научно - практическая значимость работы заключается в том, что полученные путем исследования теоретические и практические выводы позволяют глубже понять экономическую сущность и значимость эффективной организации железнодорожных перевозок в Казахстане, а также выявить основные механизмы развития международных грузовых перевозок, прогнозировать их объемы, определить приоритеты развития транзитного потенциала республики.

Апробация основных положений диссертационной работы. Результаты исследований, выполненных при непосредственном участии автора докладывались на Международных научно-практических конференциях: «ВУЗ XXI века. Миссия стратегия и тактика развития в новых экономических условиях», Актобе, Актюбинский Университет им. С. Баишева, 2006; «Транспорт Евразии XXI века», Алматы, Казахская академия транспорта и коммуникаций, 2006, т.4., «Проблемы и перспективы конкурентоспособной национальной экономики», Алматы, Университет международного бизнеса, 2006; «Роль современной молодежи в социально-экономическом и техническом развитии Казахстана», Актобе, Актюбинский университет им. С. Баишева, 2007.

Публикации результатов исследования. По теме диссертационной работы опубликовано 7 научных трудов объемом 2 п.л.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых состоит из подпунктов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Электробезопасность
Номинальное напряжение 220В, 380В, переменный ток частотой 50 Гц. Класс помещения – особо опасные. Наличие признаков – 1. особая сырость (относительная влажность воздуха близка к 100%); 2. химически активная или органическая среда (постоянно или длительно содержатся агрессивнее пары, газы, жидкость ...

Основные направления совершенствования конструкций двигателей
Совершенствуется конструкция двигателя внутреннего сгорания, находятся новые виды топлива, альтернативные бензину, а двигатель остается. Даже когда совершенствование касается материала, из которого он выполняется. Так, большое будущее предрекают керамическому двигателю для автомобиля, т.е. обычному ...

Расчет показателей работы станции
В разделе рассчитываются следующие показатели работы станции: Вагонооборот станции В=П+У, ваг Где: П- количество прибывших вагонов всех категорий; У – количество убывших вагонов всех категорий. В=(20*50)+(12*50)+(20*50)+(11*50)=1000+600+1000+550=3150 вагонов. 6.2 Средний простой транзитного вагона, ...